Муниципальный отборочный этап профессионального конкурса «Воспитатель года России-2016»


Участник конкурса в номинации «Педагогический дебют»

Филиппова Юлия Сергеевна

  • Возраст: 31 год
  • Общий педагогический стаж: 3 года
  • Стаж в должности воспитателя: 3 года
  • Образование: Ставропольский Государственный Педагогический Институт
  • Специальность: «Дошкольное воспитание»
  • Присвоена квалификация: без категории.

  • Педагогическое кредо:
  • Так важно воспитать в ребенке Личность!
  • Суметь посеять Знания, Добро,
  • Привить желание думать, размышлять и верить,
  • Ведь воспитателю иного не дано!
  • Девиз:
  • Быть за судьбу детей в ответе,
  • И с ними рядом жить во всех делах,
  • Не возвышаться над ребенком,
  • А вместе быть любовь даря!

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою малую Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы и, конечно, через игру.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Я работаю в детском саду № 9 «Ласточка» города Пятигорска. Наши дети живут в замечательном городе. В городе, о котором слагают песни и стихи. У нашего города есть своя память. Ее хранят тихие улочки и старые домики, творения талантливых архитекторов и причудливые скалы Машука.
Наш город рождал стихи Пушкина и Лермонтова, встречал Белинского и Толстого. Слушал концерты Балакиреева и Собинова. Есть здесь совершенно особые места; Эолова Арфа, «Грот Лермонтова», Академическая галерея с бывшими когда -то около нее Елизаветинским источником. В этих местах бывали многие великие люди, здесь исторический памятный центр курортного городка.

Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством, изобразительным и декоративно--прикладным искусством народов Кавказа; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в на Северном Кавказе. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы, педагоги, вводим его в мир общечеловеческих ценностей, где национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление с национальной культурой я осуществляю, через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую.

С чего я и начинала строить свою работу с детьми? Планируя работу, главной целью я ставила, в первую очередь создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно- нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Свою работу я начала с того, что составила план знакомства детей с родным городом, выяснила, что ребятам уже известно о городе, в котором они живут. Знакомство начала с самых простых и наиболее близких объектов нашего района. Внимательно рассмотрели с детьми здание детского сада, обратила внимание на то, что отличает его от других домов. Гуляя по улице, на которой находится детский сад, отметила, что улица небольшая, с невысокими, утопающими в зелени домами. Постепенно география наших экскурсий расширилась, да и сами экскурсии становились более продолжительными .

Знакомя детей с Пятигорском, показывая им достопримечательности города, старалась вызвать у них чувство гордости и восхищения всем тем, что создано трудом людей. В работе по ознакомлению с родным городом использовала разнообразные методы: экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки, игры. Никакая работа не дает положительных плодов, если делать ее в одиночку. Поэтому немаловажную роль в знакомстве детей с городом я отвела родителям. На родительских собраниях, консультациях предлагала родителям побывать вместе с детьми там, где мы уже были и особенно там, где в силу каких - то причин не смогли побывать.

Наш город - город курорт. Его по праву называют Здравницей России. На одной из экскурсий побывали с детьми у грязелечебницы. Дети узнали, что помимо минеральной воды людей лечат еще и целебной грязью, которую добывают из озера Тамбукан. Обратила внимание детей на то, сколько людей посещают грязелечебницу. Дети с восхищением смотрели на прекрасное по своей архитектуре здание санатория «Тарханы», видели санаторий имени М. Лермонтова, «Руно». Рассказала, что здесь трудятся лучшие врачи нашего города, умелые медсестры, искусные повара - все они делают все, чтобы отдыхающие уехали здоровыми и увезли с собой самые теплые воспоминания о нашем городе.

Слава о красоте наших мест растет с каждым годом. Она достигла самых отдаленных уголков нашей страны. Очень хочется, чтобы мои дети научились понимать красоту окружающей их природы, чтобы эта красота захватила их, проникла в детские сердца. Поэтому на всех экскурсиях обращала внимание на красоту нашей природы, на ее особенности, рассказывала о Кавказских горах. Горы окружающие наш город , отчетливо видны отовсюду, многие дети были с родителями у подножия и на вершине горы Машук. Рассказала детям о значении канатной дороги, посоветовала покататься с родителями. Отметила, что в наших горах добывался крепкий строительный камень и из него строили здания. Так, театр, некоторые санатории построены из камня, добытого в горах Бештау, Машук, Развалка.
Итогом каждой экскурсии являлась беседа. К ней готовились альбомы с видами города, выставки детских рисунков. Приобретенные знания дети использовали в своих разговорах и играх.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в дидактической игре "Разрезные картинки" ребенку предлагается составить и определить название национальной одежды или домашней утвари. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по родному городу и т.д.). Таким образом, каждая тема подкреплялась мной различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляла во время общих праздников.

Однако из опыта хочется отметить, что если педагог сведет работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к Отечеству. Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребенком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем.

К ним следует отнести:

  • - ознакомление дошкольников с окружающей природой;
  • - ознакомления с особенностями своего города;
  • - ознакомление с культурой и искусством родного края;
  • - ознакомление с родной страной.

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Подводя итоги всей проделанной работы, хочется отметить:

  • что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения на природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям и к окружающим.

Данная работа нашла отклик со стороны родителей. Проводились экскурсии, викторины, совместные соревнования, досуги. Такие совместные мероприятия показали, что родители включились в краеведческую работу, вместе с детьми обобщили и уточнили свои знания. Между родителями и детьми и дошкольным учреждением устанавливаются партнерские отношения.

Таким образом, можно считать, что цель моей работы достигнута.

Дети приобщились к историческим и духовным ценностям родного края, с уважением относятся к культурным национальным традициям. Мне удалось сориентировать родителей на нравственно- патриотическое воспитание детей в семье.


Эссе на тему: «Я - ПЕДАГОГ»

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться - в нём умирает учитель».
К.Д. Ушинский.

Если бы 10 лет назад мне сказали, что я буду работать воспитателем в детском саду, я бы не поверила. В детстве я мечтала стать милиционером или юристом, как мои родители. Но судьба распорядилась так, что я пришла работать в детский сад. Было страшно - я понимала, что это большая ответственность за жизнь и судьбы детей. Не все сразу получалось. Но время идет и вот я студентка Ставропольского государственного педагогического института, изучаю методическую литературу, перенимаю опыт коллег-воспитателей, участвую в разных конкурсах, семинарах, мастер-классах, учусь сама и делюсь своими знаниями с детьми.

Я часто задумываюсь, наверное, как и многие: «Выбирала ли я свою профессию, или профессия выбрала меня?» Выбрала, увлекла, «раскрыла»… Меня профессия «выбрала».

Я - педагог. И, теперь, как никогда раньше понимаю, быть воспитателем - мое призвание. По-моему это значит - уметь видеть мир глазами ребенка, быть ему другом, помощником, примером.

Моя работа мне очень нравится. Не каждый сможет понять, что влечет меня в детский сад. Детская искренность, любопытство и непосредственность, смелость и неиссякаемая энергия, на мой взгляд, это то, ради чего стоит работать. Удовлетворенность от своей деятельности, когда понимаешь, что все твои старания не прошли даром. Профессия воспитателя стала смыслом моей жизни.

Каким же должен быть воспитатель? Что значит быть педагогом?

Я считаю, что профессия воспитателя, это, прежде всего напряженный труд, большая внутренняя культура и талант. Ведь быть педагогом это значит не оставаться ни к чему равнодушным. Тебя должно волновать буквально всё! Истинный педагог постоянно находится в поиске, стремится всё увидеть, услышать, узнать - его любознательности не должно быть предела! Непрерывное развитие и самосовершенствование - это то, на мой взгляд, к чему должен стремиться каждый человек, решивший посвятить себя этой профессии.

Я искренне верю в силу воспитания, которая, как мне кажется, складывается из очень простых компонентов: любви к детям, доброты, силы личного примера, справедливости. Благодаря любви педагога, его высоким нравственным ценностям и непоколебимой вере в справедливость в детях зарождается зерно настоящего человека. Воспитатель обязан видеть в каждом ребёнке личность, развивать то ценное, что заложено в нем природой, быть опорой в любой ситуации.

Я осознаю, что на меня возложена огромная ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить жить в обществе. А это значит, надо иметь: терпение, сострадание, желание видеть детей, умение дарить им душевное тепло.

Я думаю, что настоящий педагог должен быть яркой личностью, интересным человеком, дети должны испытывать тяготение к нему, желание быть рядом, желание брать с него пример. Ведь в воспитании важна каждая мелочь! Очень точно об этом высказывался А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорил он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение».

В своей работе я использую различные виды педагогической деятельности.

Большое внимание уделяю использованию регионального компонента и патриотическому воспитанию. Я считаю, что невозможно воспитать полноценную личность, не прививая детям любви к своему Отечеству, гордости за его культуру.

  • Задачами, которые я, прежде всего, ставлю, перед собой являются:
  • 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
  • - к семье, городу, стране;
  • - к природе родного края;
  • - к культурному наследию своего народа.
  • 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
  • 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

Сегодняшнее время - время инновационных технологий и это замечательно! Ведь новые технологии помогают детям развиваться, формируют основы информационной культуры его личности. В своей работе стараюсь как можно чаще применять инновационные технологии: создаю диафильмы, различные слайд - шоу. Моим детям очень запоминаются такие занятия.

Современный воспитатель имеет уникальную возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, использовать современные методики, интернет - ресурсы.

Но, я думаю, что каждый из нас, выбравших эту профессию должен помнить, что никакая технология не сможет заменить тепла человеческой души, взаимопонимания и общения. Дети - это наше будущее, будущее нашей страны, и от нас, во многом, зависит, каким оно будет! Наверное, в этом и заключается значение понятия «Быть педагогом!».

Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот, возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики на солнышке радостно жмурятся, носят на маковке бантики, парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких, я в светлую жизнь поведу. И будут завидовать многие Воспитателю в детском саду.

Моя педагогическая находка - «Дать представление о времени года»

Тип Размер Ссылка Название документа
149 Кб Скачать Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

Из опыта работы воспитателя


Направление работы - «Использование регионального компонента в работе с детьми дошкольного возраста»

Тип Размер Ссылка Название документа
168 Кб Скачать Конспект интегрированное занятие по речевой и изобразительной деятельности для детей старшей группы
125 Кб Скачать Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в лес»
131 Кб Скачать Развлечение по ПДД «Путешествие в страну дорожных знаков»

Мои достижения

Работаю воспитателем 3 года. За это время я вместе с моими воспитанниками принимала активное участие во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, в городе. Особый интерес у моих детей вызывают различные конкурсы, олимпиады предлагаемые различными Интернет-ресурсами. И хочу сказать, что многие получают дипломы с призовыми местами, что обязательно отражается на стенде группы «Фиалка» «Наши достижения».

Последний год являюсь одним из руководителей группы, работающей над интерактивным сопровождением мероприятий детского сада. Мною разрабатываются слайд-шоу, готовятся презентации по различной тематике.

Являюсь председателем первичной профсоюзной организации нашего детского сада. Работа интересная, значимая. В 2014 году наша профсоюзная организация была награждена памятным знаком «За социальное партнерство».


Фотоотчет с муниципального этапа конкурса