Уважаемые родители!!!
Переходите в телеграм-канал и пользуйтесь интересными материалами для занятий с детьми дома.
В нашем телеграм-канале Вас ждут увлекательные задания, сказки, стихи, рассказы и мастер-классы.

Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
·Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
·Инвалиды с нарушением зрения и слуха
·Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
·Временно нетрудоспособные
·Беременные женщины
·Люди с детскими колясками
·Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Предметно-развивающая среда

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда- это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
·закономерности психического развития,
·показатели здоровья дошкольников,
·психолого-физиологические особенности,
·уровень общего развития,
·коммуникативные особенности и речевое развитие,
·эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1.Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2.Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3.Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4.Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5.Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6.Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ № 9 «Ласточка » обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, приспособлена для реализации Образовательной программы, максимально обеспечена материалами, оборудованием, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Для занятий с детьми группы профилактики и коррекции речевых нарушений в МБДОУ на базе учреждения работает логопункт. Для работы с детьми с особенностями развития личностной и познавательной сферы, для работы с родителями работает консультационный пункт

Оборудованные учебные кабинеты для проведения занятий (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Музыкально-физкультурный зал
пианино, музыкальный центр
атрибуты к танцам и играм, карнавальные костюмы
детские музыкальные инструменты (шумовые, ударные, духовые), шкаф-стеллаж для музыкального инвентаря
гимнастическая стенка, гимнастические скамейки,
спортивный инвентарь (обручи, палки гимнастические, скакалки, кегли, мячи, гимнастические маты)
Консультационный пункт компьютер, шкаф комбинированный для кабинета
программно-методическое обеспечение
методическая литература, дидактические и развивающие игры
Логопедический пункт программно-методическое обеспечение
диагностический и развивающий материал
Групповые комнаты согласно программным задачам ООП МБДОУ и АООП МБДОУ детская игровая мебель, мебель для хранения инвентаря для образовательного процесса:
магнитно-маркерные доски, развивающие игры и пособия в соответствии с возрастом

Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся

В соответствии со ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в МБДОУ детский сад № 9 «Ласточка» созданы условия для охраны здоровья обучающихся.

Условия охраны здоровья обучающихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Питание в детском саду организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке, состоящем цехов и кладовых для хранения продуктов. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход и полностью оснащено оборудованием в соответствии с нормативными требованиями. Условия питания обучающихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) Между МБДОУ детским садом № 9 «Ласточка» и ГБУЗ СК "Детская городская больница" врач-педиатр осуществляет лечебно-профилактическую поддержку воспитанникам, проводит диспансеризацию декретированных возрастов (3,5,7 лет). Совместно с медицинской сестрой делает профилактические прививки. Медсестра проводит антропометрические измерения детей в начале и конце учебного года, оказывает доврачебную помощь.

Оборудован медицинский блок, имеющий следующие помещения: медицинский кабинет - осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медсестры и врача; процедурный кабинет; изолятор; туалет. Медблок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены.

Созданы медико-гигиенические условия (оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации). Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи.

Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

Содержание здания и помещений МБДОУ осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами.

Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в российской федерации

В МБДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

Физическое развитие обучающихся осуществляется в рамках образовательной программы по направлению "Физическое развитие". Применяется особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья). Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Созданы здоровьесберегающие образовательные условия, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни. В образовательную программу включены занятия по формированию культуры здорового образа жизни. В МБДОУ созданы экологические здоровьесберегающие условия: уборка и озеленение прилегающей к зданию территории.

Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в мбдоу (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)

Рассмотрение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях с обучающимися в рамках реализуемой образовательной программы.Проведение с обучающимися первичного инструктажа по пожарной безопасности. Проведение специальной объектовой тренировки по пожарной безопасности на объектах МБДОУ. Занятия с обучающимися по соблюдению ПДД, встречи обучающихся с сотрудниками ОГИБДД. Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МБДОУ, проведение инструктажа по безопасному поведению.

Библиотека (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Весь книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях, насчитывает более 320 наименований и включает в себя: книги для педагогов (методическая и справочная литература); книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей)

Объекты спорта для физического развития обучающихся (в том числе для инвалидов и лиц с овз)

Музыкально-Физкультурный зал гимнастическая стенка, гимнастические скамейки
Спортивный инвентарь (обручи, палки гимнастические, скакалки, кегли, мячи, гимнастические маты)
Прогулочные площадки уличное игровое оборудование, песочницывсепогодная спортивная площадка

Условия питания обучающихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Питание в МБДОУ осуществляется в соответствии с разработанным и утвержденным примерным перспективным 10-дневным меню. МБДОУ имеет стационарный пищеблок, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиН: имеется необходимое технологическое, холодильное оборудование, кухонная посуда, кухонный инвентарь, цех для сырой продукции, цех готовой продукции, кладовая для хранения сыпучих продуктов, овощная кладовая. При приготовлении пищи строго соблюдаются технологические требования, контролируется обеспечение правильной обработки пищевых продуктов.

Поставка продуктов питания осуществляется через заключение муниципальных контрактов путем размещения котировочных заявок, электронных торгов, аукционов. Корректировка заявок проводится ежедневно кладовщиком в зависимости от количества детей. На пищеблоке имеется график выдачи готовой продукции для каждой возрастной группы. На информационном стенде для родителей ежедневно вывешивается меню с выходом порции каждого блюда. Питание в детском саду организовано в групповых комнатах.

Доступ к информационным системам (в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

В МБДОУ детский сад № 9 создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества. Информационная база МБДОУ оснащена: электронной почтой, локальной сетью с выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт МБДОУ, который имеет версию для слабовидящих.

МБДОУ оснащено камерами видеонаблюдения, пультом вызова экстренных служб, противопожарной сигнализацией,обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-техническая инфраструктура МБДОУ включает в себя оборудование:
•компьютеры (5 шт.)
•принтеры (4 шт.)
•многофункциональные устройства (2 шт.)
•проекторы (1 шт.)
•мультимедийный экран (1 шт.)
•музыкальные центры (1 шт.)

Электронные образовательные ресурсы (в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Для повышения качества педагогического процесса в МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Мультимедийное оборудование и электронные образовательные ресурсы активно используются на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, музыке, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции, на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах.